Адрес: г. Северодонецк, ул. Донецкая, 37-а

Интернет-зависимость - издержка развития цивилизации?

Так уж повелось, что проблемы, присущие технократическому обществу сначала возникают на Западе, а уж потом обязательно появляются и у нас. Часто, увы, даже в более тяжелом и опасном виде. Последние года 2 родители и учителя все чаще сталкиваются с неведомым ранее явлением - зависимостью детей и подростков от компьютера, виртуальных игр и Интернета. Что делать с этим, мало кто знает, к кому обращаться за помощью, тоже пока не ясно. Впрочем, врачи - психиатры и наркологи - считают эту зависимость одним из видов психического расстройства, развивающегося по классическому сценарию всех известных пристрастий. Даром, что в данном случае нет никакого явного химического вещества, при алкоголизме и наркомании. Изменение сознания, чувственной сферы, поведения ясно указывают на новый вид зависимости. О том, как она формируется, какие причины лежат в ее основе, как предотвратить формирование или вылечить уже имеющееся пристрастие, мы говорим с главным врачом Луганского областного наркологического диспансера Николаем Овчаренко.

- Николай Алексеевич, к традиционным видам зависимости, которые лечат врачи наркологического диспансера, в последнее время добавились новые. Теперь врачи лечат и зависимость от азартных игр, и от компьютеров, и от Интернета. Так и от любви возьметесь лечить...

- Ну, так далеко мы не заглядываем, хотя вы правы - любовь тоже вид зависимости. А вот проблемы с формированием зависимости от компьютера, от игры, от Интернета приходится решать, тем более, что обращений все больше и больше… Начнем с определения - что же такое компьютерная зависимость. Это один из видов нервных, психических расстройств, один из примеров аддиктивного, отклоняющегося от нормы поведения, связанного с попытками так или иначе изменить сознание, эмоциональное состояние. Это уход от реальности в виртуал. В принципе, ничего нового в таком виде пристрастия нет. Гениально описал игровую зависимость Достоевский, бывший страстным игроком. Среди известных людей многие страдали такого рода пристрастием, зависимостью. Но массовый характер, размах эпидемии это приобрело в наши дни. Появление компьютеров, игровых устройств привело к тому, что часть пользователей не смогли удержаться в рамках профессионального или информационного использования всех возможностей, которые дает эта новая техника. В итоге это стало превращаться в проблему, а теперь уже и в беду. Многие родители недооценивают тяжесть компьютерной зависимости у своих детей, не контролируют процесс, разрешают часами, а то и сутками бывать в Интернет-клубах.

- Да многие и рады - ребенок вроде при деле. Не водку же пьет, не наркотики употребляет…

- Конечно. Родители стараются приобрести своему ребенку компьютер в надежде на то, что он будет использовать его для учебы, для поиска информации… За последние 5 лет обеспеченность компьютерами в Украине увеличилась в 21 раз. Примерно в такой же пропорции обострилась и та проблема, о которой я говорю. Конечно, простое увеличение числа компьютеров не является единственной причиной такой ситуации. Причин несколько. Главными, пожалуй, являются общие проблемы личности, уровень ее зрелости, ее культурный и духовный багаж, система ценностей, которая успела сформироваться. Не менее важен психологический климат в семье. Имеет значение наследственность, нервно-психический склад индивидуума. Но самое главное, как показывает анализ, это все же дефицит общения, эмоциональной поддержки, тепла, понимания. Но свято место пусто не бывает, поэтому вакуум заполняется суррогатом. Компьютер, Интернет дает совершенно особенную иллюзию полноценного общения, решая по пути и ряд эмоциональных проблем.

- Каким образом?

- Многие невротические комплексы, проблемы как будто разрешаются. Компьютер воспринимается терпеливым другом, на Интернет-сайтах тебе рады, ты - полноценный участник любой дискуссии, даже если идет о неведомых тебе вещах. Ты можешь себе выбрать любое лицо или личину, любой стиль поведения, быть наглым, победительным, твердым, уверенным, нежным - каким хочешь. Отчасти это неплохо, поскольку позволяет откорректировать заниженную самооценку, повысить собственную значимость в своих же глазах, реализовать то, что в реальности подавлено или не имеет шансов реализоваться, избыть какой-то комплекс, невроз. Вопрос только в мере, в грани. Как только эта невидимая граница перейдена, лекарство превращается в яд. Жизнь подменяется плаванием по волнам виртуала. Если рядом нет заинтересованного, понимающего родителя или наставника, нет собственного личностного стержня, позволяющего все же контролировать себя, развивается тяжелая, иногда тяжелейшая, зависимость. Затем - дезадаптация социальная, а иногда и аутизация, т е., болезненное выключение ребенка, подростка и даже взрослого человека из социума. Реальная и виртуальная информация приобретают равную значимость, а иногда взаимоотношения на каком-нибудь форуме переживаются эмоционально острее, чем, скажем, взаимоотношения с родителями, учителями или друзьями.

- Но есть такие книгочеи заядлые, которые живут книжной реальностью. Тоже в каком-то смысле виртуальной. В чем разница?

- Чтение книг всегда эмоционально окрашено. Чтение книг обязательно предполагает эмоциональную вовлеченность в сюжет, в коллизии, в переживания, внутренний мир героев. Так формируется чувственная сфера человека, его духовность, представления о хорошем и плохом, добре и зле… В компьютере же, в виртуальном общении размываются эти понятия, там все можно, ничего не запретно, ничего не осуждается. Человеку, особенно незрелому, кажется, что и реальной жизни все обстоит именно так. И эта легкость, необязательность моральных правил, требования считаться с другими, очень привлекают такого человека. Появляется зависимость от подобного образа мышления и поведения. Проблемы коммуникаций, реальной социальной жизни от этого только нарастают.

- Кто же виноват? Интернет? Это просто место, где есть информация…

- Безусловно, ни о какой вине компьютера или Интернета речи быть не может. Все это необходимые и великие изобретения человечества. Проблема в том, как научить молодого человека не терять меру, не терять чувство реальности, правильно определять место и долю компьютера в жизни. Больше 2-3-х часов в день у компьютера, если, конечно, речь не идет о профессиональной или учебной деятельности, это уже немало. Это должно насторожить родителей. Ведь речь идет о формировании нехимической аддитивной зависимости, которая очень и очень трудно преодолевается. Нарушается ритм психической деятельности, расстраивается сон, повышается истощаемость. Нарастают явления тотальной - социальной, физиологической, психологической, семейной - дезадаптации. Окружающий мир начинает тяготить, он воспринимается как помеха свободному плаванию в виртуальных волнах, как нечто, отвлекающего от ценного, важного, необходимого.

- Как предотвратить формирование такой зависимости?

- Америки не открою. Со своими детьми нужно общаться, разговаривать. С ними нужно проводить время, не рассчитывая на то, что, что это сделает за вас компьютер. Родителям удобно - ребенок тихо сидит за компьютером, дома, под присмотром, не идет в дурные компании, а родители в это время смотрят телевизор. Все дома. Многие считают, что такого суррогата семейного общения достаточно. Нужно интересоваться переживаниями ребенка, его кругом общения, стараться стать ему другом. С другой стороны, школа должна заниматься этой проблемой. Большое значение имеет просветительская, информационная работа. Как досадно, что сейчас так мало кружков, спортивных секций, детских клубов, где ребенок был бы занят творчеством!

- Предположим, самое неприятное уже произошло. Куда обращаться в том случае, если зависимость уже сформирована? Врачи могут помочь?

- Специалистов такого профиля пока очень мало. Наши доктора стараются быть в курсе новых разработок. Проблема в том, что наши люди всегда хотят верить в чудо. Кажется, Бердяев сказал, что мы - нация апокалиптическая. Нам нужно все и сразу, без особых усилий. Пациенты и их родители настроены, как правило, на магическое лечение - кодирование, заговоры и т.п. Р-р-раз, и все. Никаких собственных усилий, никакого осмысления проблемы. Только волшебство, только нечто сверхъестественное. Реальное же лечение требует усилий и врача, и пациента. Таких подготовленных профессионалов пока совсем немного. Но они есть. А есть и такие, которые, вчера закончив мединститут и купив лицензию, обещают одним сеансом избавить от всего - алкоголизма, курения, наркомании, ожирения и игровой зависимости. Выбор врача в данном случае особенно важен. Нужен психиатр, психотерапевт, потому что речь идет о серьезном психическом расстройстве. Нужна длительная, систематическая психотерапевтическая интервенция. Возможно, нужно и медикаментозное лечение. В каждом случае специалист определяет индивидуально. У нас в диспансере есть реабилитационный центр "Ступени", который использует апробированную американскую методику, ведь США столкнулись этой проблемой намного раньше нас. Алгоритм тот же, что и у "анонимных алкоголиков". Упорная терапия дает результаты, но лучше - профилактика.

©DVR 2010-2018. Луганский областной наркологический диспансер. Официальный веб-сайт.